- Manuylova Natalya
- Expert Column
- Hits: 5365
Экспериментальный правовой режим для ИИ в Москве (краткий обзор закона)
24 апреля 2020 года Президент России Владимир Путин подписал Закон «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных" .
Коротко по сути:
- с 1 июля 2020 года в течении 5 лет в Москве будет проведен эксперимент по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в Москве, а также последующего возможного использования результатов применения искусственного интеллекта в других регионах. По окончании срока нормативные документы, выпущенные с целью реализации эксперимента аннулируются;
- в Законе для реализации его целей дается понятие «искусственного интеллекта», а также «технологии искусственного интеллекта»;
- в целях установления экспериментального правового режима (далее — ЭПР) Правительство Москвы будет определять, в том числе, случаи обязательного применения и (или) учета результатов применения искусственного интеллекта в деятельности Правительства Москвы, а также порядок и случаи передачи собственниками средств и систем фото- и видеонаблюдения изображений, полученных в соответствии с условиями, предусмотренными подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 1521 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также предоставления доступа к таким средствам и системам фото- и видеонаблюдения органам государственной власти и организациям, осуществляющим публичные функции в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Перечень организаций, осуществляющих публичные функции, устанавливается Правительством Москвы;
- при совершении сделок и иных юридически значимых действиях участник ЭПР обязан будет уведомлять лиц, не являющихся участниками экспериментального правового режима, о наличии у него статуса участника ЭПР и указывать на применение в отношении его нормативных актов Правительства Москвы, принятых в соответствии с рассматриваемым Законом В случае, если указанные в настоящей части юридически значимые действия совершаются с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", участник экспериментального правового режима обязан проинформировать пользователя (сторону сделки) обо всех применимых положениях нормативных правовых актов Правительства Москвы, принятых в соответствии с рассматриваемым Законом
- требования к соглашениям между участниками ЭПР и уполномоченным органом (его назначает Правительство Москвы), должны предусматривать механизмы обеспечения конфиденциальности передаваемых данных и безопасности их хранения.
- (!) персональные данные, полученные в результате обезличивания и обрабатываемые в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4 рассматриваемого Закона, не могут быть переданы лицам, не являющимся участниками ЭПР. В случае утраты статуса участника ЭПР или прекращения эксперимента в связи с истечением срока его проведения лицо, являвшееся участником ЭПР, утрачивает право на получение персональных данных, полученных в результате обезличивания, а хранящиеся у такого лица персональные данные, полученные в результате обезличивания, подлежат уничтожению в порядке, установленном уполномоченным органом по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.
- для уничтожения персональных данных, полученных в результате обезличивания, применяются прошедшие в установленном порядке процедуру оценки соответствия средства защиты информации, в составе которых реализована функция уничтожения информации. Участники ЭПР несут ответственность за соблюдение прав субъектов персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" в течение всего срока проведения эксперимента и после прекращения их участия в эксперименте.
- при проведении эксперимента не допускается хранение персональных данных, полученных в результате обезличивания и обрабатываемых на основании соглашения с уполномоченным органом, указанного в пункте 6 части 1 настоящей статьи, за пределами субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
- приобретается статус участника ЭПР с момента включения в соответствующий публичный реестр;
- решение о включении или об отказе принимает уполномоченный орган (назначается Правительством Москвы) в срок не более тридцати календарных дней со дня получения заявки;
- Закон предусматривает требования к заявителю, который, который может быть только юридическим лицом или ИП, зарегистрированным на территории г.Москвы, а также к виду деятельности. К ИП и органам управления юридического лица установлено требование по отсутствию неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.
- причины отказа во включении в реестр прописаны в Законе (мне кажется, достаточно общие); в случае отказа во включении в реестр участников ЭПР уполномоченный орган уведомляет об этом заявителя с мотивированным обоснованием такого отказа.
- указываются и основания для исключения участника ЭПР из реестра, исключение осуществляется в течении 10 рабочих дней.
- формирование стратегических направлений и мониторинг деятельности участников планируется возложить на координационный совет ЭПР, в состав которого по представлению Правительства РФ включаются представители федеральных органов исполнительной власти.
- внесение изменений в ст.6 и ст.10 ФЗ от 27.07.2006 №152-ФЗ "О персональных данных" в части условий обработки и в части обработки специальных ПДн соответственно.